Омский Нумизмат

Купите монеты

Интернет-магазин монет

Форма входа

Мини-чат

Сейчас на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счётчики

Клуб Нумизмат | TOP 100

За инициалами "ОК" и "К" разные мастера

За инициалами "ОК" и "К" разные мастера

  Развитие русского медальерного искусства, получившее значительный толчок со времен проведенной Петром в 1700-1704 годах монетной реформы, изучено подробно и обстоятельно примерно по 1713 год, когда на Московском монетном дворе работали русский медальер Федор Алексеев, саксонец Готфрид Гаутгг и француз Соломон Гуэн. Последними «подписанными» работами этого периода были рублевик и полтинник 1712 года и полуполтинник 1713 года с инициалом Гуэна (Gouin), а «подписанные» ими медали имеют более ранние даты. Документов о работе Московского монетного двора за период непосредственно посл е 1710 г. не сохранилось. Достоверно известно, что с 1724 по 1735 год в России работал медальером датчанин Антон Шульц, затем швейцарец Иоганн Карл Гедлингер и т.д. Но за период 1718 1724 годов также имеются подписанные работы: это монеты 1718-1720 годов с инициалами «ОК» и «КО» (на медалях они появились еще в 1717 году), 1723-1725 годов с инициалами только «ОК» и монеты 1720 1721 годов с инициалом «К». Все эти инициалы до сих пор оставались нераскрытыми. Приведем факты, позволяющие дать однозначный ответ на неоднократно ставившийся вопрос, одно лицо, два или три разных скрыты за инициалами «ОК», «КО» и «К». Е.С.Щукина в работе «Медальерное искусство в России XVIII века» (Ленинград, 1962) убедительно доказывает, что за инициалами «ОК и «КО» стоит одно лицо, причем русский мастер, ибо иностранные медальеры всегда помечали в инициалах сперва имя, а потом фамилию, тогда как для русского мастера (к тому же, может быть, и недостаточно грамотного) произвольное чередование инициалов является естественным. Иностранное происхождение этого главного медальера с инициалами «ОК» и «КО» вызывает сомнение из-за отсутствия попытки создать в начале своей деятельности существенно новый портрет Петра I, как это всегда делали иностранцы. И, наконец, подтверждением сказанного может служить то обстоятельство, что за время многолетней работы на монетном дворе его имя ни разу не упоминается в каких-либо чуть более поздних документах. Портреты Петра на монетах с инициалами «ОК» и «КО» повторяют тип портрета, созданного ранее работавшим в Москве саксонским медальером Гуэном, но черты лица Петра I несколько массивнее, портрет рельефнее и контрастнее, весьма характерны «соболиные брови» Технология изготовления монетных штемпелей в этот период была следующая: на раскаленной штемпельной заготовке особо прочным выпуклым маточником выбивалось углубленное изображение (портрет или герб), а затем стальными буквенными шансонами - надписи. Далее медальер подправлял штемпели резцом, наносил мелкие детали рисунка и после закалки штемпеля шли в работу. Однако и штемпеля и маточники имели недостаточную прочность, поэтому работа по их возобновлению на монетном дворе шла непрерывно. Но новый маточник (а, следовательно, и штемпель), хотя и повторял в основных чертах утвержденный оригинал, в деталях, даже в изображении профиля имел иногда значительные отклонения. Особенно это относится к рублевикам, помеченным инициалами «ОК», штемпеля к которым готовились не главным медальером, а другим мастером. Характерным примером является рублевик, на котором Петр I имеет орлиный нос, не встречающийся на его прижизненных портретах. Значительными были отклонения в рисунке и размерах и на оборотной стороне. Эти-то все обстоятельства и привели к обилию вариантов рублевиков 1720 г., которых только в коллекции И.И.Толстого было более 120*. Рублевики 1720 года относящиеся к типу 1719 года, как с инициалами «ОК», так и без них, различаются по размеру портрета, по наличию или отсутствию таких деталей, как «гвозди» на латах, розетка на плече, украшения на груди, меховая подбивка плаща и т.п. Но допускаемые «вольности» в изображении особы царя или герба, в конце концов были признаны недопустимыми. Во второй половине 1720 года, видимо, было принято решение о наведении большего порядка и введение строгой эталонизации этом деле. Медальером, который в 1720-1721 годах помечал некоторые свои штемпеля буквой «К», был вырезан штемпель нового типа с погрудным портретом Петра I, обращенным вправо, в лавровом венке, в плаще поверх доспехов, с пятью ленточками на плече. Первые варианты этого штемпеля, отличающиеся несколько более объемным портретом, увеличенным количеством складок плаща на плече и наличием розеток между словами круговой надписи или креста между точками над головой, не были утверждены для дальнейшего их серийного размножения (хотя и были использованы для износа или поломки) и поэтому отчеканенные ими рублевики оказались относительно редкими. Утвержден был более узкий вариант портрета с надписью, слова которой розетками не разделяются, т.е. более простой и легкой для изготовления штемпелей. Инициал «К» в 1720 году на нем отсутствует - он появился лишь в 1721 году. В этом типе выделяется две основных разновидности: с пальмовой ветвью на груди и без нее. После утверждения штемпеля лицевой стороны на монетном дворе занялись разработкой эталона герба. Что это происходило именно после, видно из того, что у рублевика с новым портретом оборотная сторона отчеканена тем же штемпелем с крупным орлом, что и у рублевика, не имеющем инициалов «ОК». Это говорит о том, что этот вариант рублевика является первым из серии 1720 года с буквой «К», т.е. пробным, а с другой стороны (что более важно), вносит полную ясность в вопрос, одно ли и то же лицо помечало свои работы инициалами «ОК» и «К», или это разные лица? Сравнение говорит о том, что это были разные медальеры, т.к. один их двух ведущих штемпельных мастеров монетного двора не мог пойти на то, чтобы в чеканке пробной монеты его новым лицевым штемпелем был использован штемпель (пусть, оборотной стороны)другого мастера! Вместе с тем этот «крупный орел» пробного рублевика подтверждает высказанное Е.С.Щукиной предположение, что «неподписанная» наградная медаль 1720 года за сражение при Гренгаме принадлежит мастеру «К»: во-первых, одежда Петра на гренгамской медали такая же, как и на пробном рублевике с «крупным орлом», во-вторых, лицо Петра на гренгамской медали исключительно схоже с его лицом на неподписанном рублевике с «крупным орлом». Но кто был этот медальер «К»? Е.С .Щукина в своей монографии пишет: «Имеется беглое упоминание о мастере Иване Константинове, которому было приказано вырезать штемпели "по посланному... образцу 9 октября 1725 г. (вероятно для медали на смерть Петра I)». Однако этого упоминания для однозначного утверждения явно недостаточно. *К сожалению, доступ к работе с коллекциями музеев для любителей нумизматов не возможен. 

Автор: Сборник Московского нумизматического общества № 8 за 2001 год.

Расскажи друзьям!

Поиск по сайту

Музыка Сайта

Мы:

  • Макс
  • vetal
  • МИХА
  • TIPSY
  • spektr55
  • Таша
  • sanek
  • Karik
  • ангел
  • vitalij
  • olivka
  • andrey
  • bizon74rus
  • Alex0801
  • Silvestr
  • AnnaS
  • Человечище
  • bus
  • Barin
  • Sage
  • AnMigo
  • irina
  • bansav
  • ANNT
  • ANNT4
  • Вячесав
  • Вячеслав
  • numizmat80
  • bankocartist
  • superbelka
  • -DENIS-
  • SERG
  • Диттрих
  • Оболенский
  • fess
  • GKS79
  • dot41
  • bajn
  • fcoins
  • eckoman
  • Aleks
  • misuks
  • Solover
  • Вячеслав888
  • серж
  • Ronis
  • LIMA97
  • ivansvan
  • vinnodel
  • pozma
  • maliar-ti
  • vaszzzzzzzz
  • Grinii
  • Календарь

    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Архив записей